Как определить уровень готовности ребенка
к обучению школе?
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника, Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Формирование внутренней позиции школьника, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность («Хочу в школу»).
Как сформировать социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Как формировать мотивационную готовность к школе?
1. Поддерживать интерес детей ко всему новому, отвечать на их вопросы.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать приходы детей- школьников в детские сады.
4. Рассказывать детям о том, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет выполнять.
5. Использовать загадки на школьную тему.
6. Подбирать развивающие игры тала «Собери себе портфель в школу», «Раз-ложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д.
Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания.
Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Важно воспитывать и развивать волю у ребенка.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
o закрепить конкретное поручение за ребенком (при этом обязательно просить ребенка повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что он все услышал и правильно понял, поощрять его выполнение;
o учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
o использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди отличия», «Дай нет, не говорите.»
3. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
4. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания си-туаций
успеха.